Так кончается книга, которую мы изучали, - Шаар hа-Йехуд ве-hа-Эмуна
(Врата Единства и Веры). Книга начинается вступлением, касающемся того, что
должен знать всякий еврей, например, что есть разные уровни познания Б-га и
в чем смысл любви к Б-гу и страха перед Ним. В этом знании Творящее слово
есть нечто фундаментальное, нечто, что называется "Наставь ребенка согласно
пути его; он не уклонится от него, когда и состарится". Должна быть
фундаментальная Структура, от которой человек не уклонится, несмотря на все
подъемы и падения в жизни А в жизни должны быть падения, особенно, когда
есть прогресс, потому что в движении с уровни на уровень человек нередко
теряет равновесие, будучи не в состоянии быть на двух уровнях сразу.
Опасность такого падения при переходе с одного уровня на другой в том,
что человек может не найти потом вновь своего пути. Смысл слов "семь раз
упадет цадик и снова встанет" в том, что быть цадиким - рискованное дело,
чреватое катастрофой. Обычный, несвятой человек упадет сравнительно
невысоко, поскольку движется более или менее ровным курсом без особых
проблем. А цадик, постоянно ощущает боль души и разума, сердечную муку,
которая есть часть его святости. С этим связаны многие рассказы о Ноахе
[Ное] и Аврааме, каждый из которых был цадиком своего поколения. Идея многих
из этих рассказов в том, что на другом этапе своей вечной жизни, в другом
поколении, святой мог быть чем-то совсем другим, например законченным
злодеем. Опасности при переходе со стадии на стадию настолько велики, что он
неизбежно будет падать время от времени. Следовательно, совет, который дает
книга "Врата Единства и Веры", предназначен для того, чтобы поддержать
человека в этом переходе с уровня на уровень. Когда человек движется из
глубин к высотам, ему нужно что-то, за что он мог бы держаться, хота,
конечно, знание полезно всегда, а не только в минуты стресса или опасности
падения.
Тем не менее эта книга - не свод основ веры. Она обсуждает один частный
вопрос, недостаточно освещенный в других книгах: постоянное присутствия Б-га
в мире и Его связь с Творением. Автор не касается Творения как такового,
происхождения вещей и многих других вопросов. Для него важна постоянная
живая связь между творениями и Б-гом, не как прошлое событие, а как
сегодняшняя реальность. Б-г не просто создал мир в начале; Он постоянно
творит мир Своей речью. И единственный, кто может Ему ответить, - это